Информационная безопасность - защищенность информации и информационной образовательной среды от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и информационной образовательной среды.
Информационная безопасность
Документы
Детские безопасные сайты
- http://www.razumeykin.ru/ Сайт с обучающими заданиями в игровой форме. Задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста, служащие для подготовки к учебе и расширения кругозора. Часть заданий можно выполнить в демонстрационном режиме, но полный доступ потребует оплаты.
- http://goodnewsanimal.ru/ Портал, собирающий позитивные новости о животных. Будет интересен как источник информации для различных работ учащихся или просто как занимательное чтение.
- http://murzilka.org/ Страница детского журнала «Мурзилка». Здесь размещаются фрагменты печатного издания. Будет интересно почитать младшему школьнику. Кроме того, здесь есть онлайн-игры и инструкции для разных офлайн-активностей.
- Информационный ресур «Дети России Онлайн»
Родителям
- 1 опасность: кибермошенничество. Так называют преступления, направленные на получение доступа к личной информации (похищение данных: номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли) с целью причинить материальный или иной ущерб. Установите на компьютер или на мобильное устройство антивирусную программу! Воспользуйтесь программами родительского контроля! Объясните ребенку, что сообщать кому-либо в интернете данные своих документов, секретные коды кредитных карт, пароли доступа к сайтам, на которых хранится личная информация – категорически нельзя!
- 2 опасность: кибербуллинг (кибернасилие, травля в интернет).
Кибербуллинг – обобщающее понятие. Насилие, распространяющееся через сеть, часто может иметь продолжение и в реальной жизни. Ребенок должен знать, что за маской сверстника, партнера по играм, может скрываться взрослый, вынашивающий преступные замыслы.
Ребенок не должен сообщать свой адрес, номер школы, настоящее имя и фамилию незнакомцам, тем более – назначать с ними встречи, отправлять свои фотографии. В случае, если ребенок подвергся в сети оскорблениям или угрозам, он должен прекратить на время всякую активность в сети, удалить обидчика (обидчиков) из контактов или покинуть сообщество, где его оскорбляют.
При переносе насилия в реальную жизнь следует незамедлительно обратиться в администрацию учебного заведения (подавляющее большинство случаев травли происходит в школе) и в правоохранительные органы. Ребенок, подвергающийся насилию в интернете, страдает ничуть не меньше, чем ребенок, подвергающийся реальному насилию.
В случае, если у ребенка изменилось поведение, настроение, нарушился сон, аппетит, ребенок начал высказывать идеи своей «малоценности», говорить о бессмысленности жизни – следует немедленно обратиться за помощью к врачу-психиатру!
- 3 опасность: формирование зависимости от интернет (игр, социальных сетей, просмотра видео, мессенджеров и др.). Интернет-зависимость
– группа патологических состояний, нехимических (поведенческих) аддикций, при которых зависимость формируется от типичных видов поведения, характерных для пользователей интернета. В МКБ-10, действующую в настоящее время в России, интернет-зависимость не включена.
Основные формы интернет-зависимости представлены: броузингом (перелистыванием страниц), шоппингом, использованием социальных сетей, использованием видеоигр, использованием сетевой порнографии, перепиской в электронной почте и мессенджерах.
Строгих общепринятых критериев диагностики интернет-зависимости нет, но если ребенок постоянно думает об игре (просмотре видео, переписке), даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть (посмотреть видео, войти в социальную сеть); испытывает беспокойство, раздражительность, злость или грусть при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нельзя воспользоваться сервисами социальных сетей, мессенджеров, почты; постоянно мечтает о все более мощном компьютере или смартфоне; отказывается от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр, социальных сетей или переписки; лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённого за экраном; использует интернет для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний – его состояние можно охарактеризовать как зависимость. Это повод обратиться за помощью к врачу.
Для интернет-аддикции характерно развитие тревожных и депрессивных состояний, сопровождающихся снижением настроения, нарушением сна, снижением аппетита, ажитацией, агрессией и аутоагрессией. Родители должны немедленно обратиться к врачу при самоповреждающем поведении, суицидальных угрозах, посещении ребенком ресурсов, рекламирующих самоповреждения и суицид.
Советы детям по безопасности в Интернете
- Спроси совета у взрослого
- Не делись своими личными данными
- Не делись личными данными родных и знакомых
- Анализируй информацию
- Не верь рекламным объявлениям
- Опасайся незнакомцев
- Придумай сложные пароли
- Используй только официальные сайты
- Отличай поддельные аккаунты
- Соблюдай правила сетевого этикета
Напоследок
Не нужно делать в интернете то, что ты бы не сделал в реальной жизни. Интернет – такой же мир, в нем также действуют правила, от соблюдения которых зависит твоя безопасность. Если ты столкнулся с любым неприятным и неприемлемым поступком, сообщи об этом родителям. Мошенникам и злоумышленникам тяжело противостоять в одиночку, не бойся просить поддержки у близких людей.
Документы
Педагогам
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Министерство) в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в период с 2022 по 2024 гг. осуществляет реализацию программы кибергигиены и повышения грамотности граждан Российский Федерации по вопросам информационной безопасности (далее – программа кибергигиены). По итогам проведения программы кибергигиены в 2022 году подготовлен пресс-релиз, включающий информацию об основных проектах указанной программы.
Методические и справочные материалы
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- http://mon.gov.ru/ Министерство просвещения Российской Федерации
- http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений
- https://www.obrnadzor.gov.ru/ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
- Правила поведения в социальных сетях
- 2 материал
- 3 материал